Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Работа в детском саду с мячом.
Развитие головного мозга начинается еще во внутриутробный период и активно продолжается формироваться после рождения.
При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей. Исследования доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является несформированность межполушарного взаимодействия, то есть дисгармоничная работа полушарий мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает, анализирует полученную информацию по-своему, тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации.
Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий, которые связаны между собой системой нервных волокон, соединяющих их - мозолистым телом. При нарушении взаимодействия полушарий искажается познавательная деятельность: возникают сложности с пространственной ориентацией, координацией работы зрительного и слухового восприятия, что может привести к возникновению трудностей с овладением навыка чтения и письма.
Слабость развития межполушарных связей у ребенка мы можем распознать по характерным признакам:
- трудности в описании ситуации/сюжета по картинке;
- невозможность адекватно оценивать эмоции других людей;
- нарушения речи; часто говорит сбивчиво и нечетко;
- сложности в письме под диктовку и при переписывании текста;
- написание букв зеркально.
Очень важна скоординированная работа левого и правого полушария, которая является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе. А также является профилактикой дислексии и дисграфии.
Чтобы ребёнок улучшил память, письмо, чтение, счёт, повысил концентрацию внимания и скорость выполнения мыслительных процессов, ему необходимо развивать не одно, ведущее полушарие головного мозга, а оба.
Методические рекомендации
Как эффективно организовать занятия:
- Постепенность:
Начинайте с простых задач, чтобы дети почувствовали уверенность. - Игровой формат:
Упражнения должны быть веселыми и увлекательными, чтобы поддерживать интерес.
- Техника безопасности:
Убедитесь, что дети понимают, как правильно обращаться с мячами. - Индивидуальный подход:
Учитывайте уровень подготовки каждого ребенка.
Комплекс упражнений с мячами. Выполняется по мере освоения от простого к сложному.
1) Бросать большой мяч двумя руками о пол и ловить двумя руками не менее 10 раз, стоя на одном месте;
2) Бросать мяч вверх (не выше головы) следить только глазами, голову не поднимая, и ловить его двумя руками не менее 10 раз, стоя на одном месте;
3) Бросать мяч о пол правой рукой и поймать его правой, а затем повторить левой рукой. Выполняется не менее 10 раз, стоя на одном месте;
4) Бросить мяч о пол левой рукой и поймать его правой, а затем бросить левой рукой, а поймать правой рукой. Выполняется не менее 10 раз, стоя на одном месте;
5) Отбивать мяч о пол сначала правой рукой, затем левой рукой не менее 10 раз, стоя на одном месте;
6) Отбивать мяч о пол сначала двумя руками одновременно, потом попеременно, то правой, то левой рукой не менее 10 раз, стоя на одном месте. (Усложняем, называя фрукты, овощи, животных и т.д.);
7) Отбивать мяч о пол двумя руками одновременно, считая вслух до 30, при этом пропуская цифру 3 и числа, содержащие эту цифру;
8) Бросаем теннисные мячи о пол ладонями вверх и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили и поймали, потом столько же левой левой рукой, а затем одновременно двумя руками;
9)Бросаем теннисные мячи о пол ладонями вниз и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили и поймали, потом столько же левой рукой, а затем одновременно двумя руками;
10) Бросаем теннисные мячи о пол ладонями вверх и ловим попеременно то правой, то левой рукой.
11) Бросаем мяч о пол, ждем пока он ударится о пол второй раз и ловим его правой рукой, а затем повторяем левой рукой;
12) Бросаем мячи о пол двумя руками одновременно, ждем пока они ударятся о пол второй раз и ловим одновременно двумя руками, ладонями вверх;
13) Бросаем мяч о пол в центр правой рукой и ловим его левой рукой 10 раз, затем повторяем, бросая левой рукой, ловим правой;
14) Бросаем мяч о пол в центр правой рукой и ловим его левой рукой, затем перекладываем мяч в правую руку (усложняем с перекладыванием мяча за спиной); Все тоже самое повторяем, бросая мяч левой рукой, ловим правой, перекладывая в левую руку.
15) Одновременно бросаем о пол мяч двумя руками, а ловим руками наперекрест и наоборот;
16)Попеременно бросаем мяч о пол руками наперекрест;
17) Бросаем теннисные мячи вверх ладонями вверх и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили, поймали, потом столько же левой рукой, а затем одновременно двумя руками, (следим только глазами, голова не работает);
18) Бросаем теннисные мячи вверх ладонями вверх и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили, поймали, потом столько же левой рукой, а затем попеременно двумя руками, (следим только глазами, голова не работает);
Со временем упражнение можно усложнять регулированием высоты отскока мяча (до пояса, груди, выше головы), громкостью «цоканья» (тише/громче) и физическими действиями (хлопок, приседания, прыжок, шаг и т.п), играми на развитие речи (скажи наоборот, продолжи словарный ряд, назови ласково, скажи по-другому, придумай слово, определи место звука в слове и многое другое).
Регулярное выполнение упражнений с мячами способствует активизации межполушарного взаимодействия, способствует эмоциональному настрою, улучшает работу полушарий головного мозга, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, что влияет на работу высших психических функций.